Рефераты про |
|
|||
|
||||
Рефераты на тему:
|
|
|||
Рефераты по юриспруденцииИнвайронментальная социологияСОДЕРЖАНИЕ Введение Социально-исторические и философские предпосылки инвайронментализма “Новая инвайронментальная парадигма” в социологии Заключение
Введение В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей которые работают по естественным (а не социальным) законам актуальным становится именно взаимодействие общества и природы. Изменения природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям (как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей к естественным) . Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой. Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики различных механизмов этого взаимодействия, что исключает как социологический "герметизм " так и естественнонаучный редукционизм. Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и естественных закономерностей, т.е. формой пригодной для теоретического рассмотрения. В этом смысле вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода социально-экологических теорий носящих междисциплинарный характер стремящихся осуществить новый синтез, как предшествующих социологических теорий, так и собственно социологического теоретизирования с естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом. Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский инвайронментализм, представляющий собой соединение определенного типа мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной дисциплины с практикой массового социального движения. Американский инвайронментализм имеет богатые и давние (с середины прошлого века) традиции. Нынешний этап его развития, как в теоретическом, так и социально-политическом плане начинается с середины 70-х годов, и связан, как считают большинство инвайронменталистов, с последствиями (экономическими социальными политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года. Институциональные основы развития инвайронментального движения и социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше (принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике проведение в 1970 году Дня защиты Земли создание различного рода природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях) . Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская социологическая наука: в 1976 году в Американской социологической ассоциации создается секция инвайронментальной социологии в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема "Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. Наконец к началу 80-х годов формулируются основные (начальные) положения "новой инвайронментальной парадигмы" в социологии провозглашающей наступление " века инвайронментализма " необходимость ценностной переориентации нового политического и экономического порядка новых стандартов проведения и нового типа рациональности в целом. Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских социологов не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией (Хоровиц. Смелсер. Рейнуотер. Липсет и др.) В своих общеметодологических построениях инвайронменталисты часто прибегают к аналогиям не только с привычными для них натуралистическими течениями, но и с интеракционизмом структурным функционализмом марксизмом. Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-методологическое и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии. Социально-исторические и философские предпосылки инвайронментализма История развития социально-экологической идеи в американской социологии во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы эволюционизма натурализма в целом ; адаптация этих идей в американской социологической теории проходила под влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса и других европейских социологов. Однако установления теоретических параллелей еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической традиции позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале американской социологии и сохранить это значение до сегодня. Для уяснения этой специфики обратимся, прежде всего, к американским источникам (как к теоретическим, так и к социально-историческим) формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций в американской социологии. Американский инвайронментализм в целом представляет собой, прежде всего общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию, в центре внимания которой взаимодействие социальных образований со средой их обитания. Кроме того, инвайронментализм - это движение за качество среды обитания. "Инвайронментальная социология" - одна из дисциплин использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального общества с окружающей средой. Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия стало освоение свободных земель. Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир - и соответствующий тип социального поведения в отношении среды соответствующую систему ценностей в отношении к природе. Граница обилие свободных земель были также "естественным" средством снятия социального напряжения экстенсивным образом: недовольные условиями своего существования имели возможность уйти на Запад и устанавливать свои порядки отстаивая свои экономические и политические интересы. Однако к середине 19 века запас свободных земель был исчерпан и граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного развития и "естественного" разрешения социальных затруднений. Конец фронтира ознаменовал наступление своеобразного экологического кризиса приведшего к обострению противоречий между локалистской демократией и федералистской централизацией между популизмом и республиканизмом между аграрным Западом и индустриально-финансовым Востоком. Этот первый американский "экологический кризис "обусловил переход от аграрного к технологическому росту и урбанизации, отличающимся той же экстенсивной динамикой, поскольку характерной чертой границы как своеобразного американского института является по Тернеру то что "ее надо продвигать ". В условиях переосмысления последствия " конца фронтира "и новых форм использования природных ресурсов формируются четыре основные социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и природной среды: консервационизм охранительная концепция экологизм и экономизм. Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют как правило консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон Петулла Такер Милбрет) . "Проблема (для консервационистов) состояла в отыскании техники способствующей эффективному росту для тех, кто уже контролировал землепользование и ресурсы - замечает Б. Вайсберг. - Консервационистское движение фактически сформировалось вокруг трудностей управления, а не в связи с проблемами экологического разнообразия и стабильности ". В противоположность консервационистскому утилитаризму ("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм") выступало за сохранение нетронутой дикой природы. Биоцентристы представляют инвайронментализм как определенный способ (состояние) бытия и определенный тип поведения, когда охрана и рациональное природопользование могут быть лишь внешними проявлениями более глубоких мотивов и ценностных ориентаций. Экологисты, наиболее близкие к академическим кругам, строят свою научную модель взаимодействия общества и природной среды, основанную на объективных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества экологисты видят назначение социальной системы в том, что она должна обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны, как и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация, соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом, представляла образец биоцентризма научно-экологического в отличие от "трансцендентального " в сочетании с реформизмом скорее консультативного плана, нежели административного. Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью, прежде всего изучение закономерностей развития экосистемы в ее широком понимании (включая человеческие сообщества) и распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П. Марш Э. Ист Э. Росс и др. Экологисты предложили в целом три основные социально-экологические идеи, сохранившие и до сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея “экосистемного холизма “выражена А. Леопольдом:” Разумно то что стремится к сохранению целостности стабильности совершенства биологического общества. Неразумно все то что стремится к обратному” . Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного” состояния экосистемы состояния динамического равновесия как наиболее оптимального результата эволюционного развития нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы. Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый: критерий разумности сформулированный. А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия (как у биоцентристов) а к типу действий “правилу” практике в целом ее тенденции и к виду популяции. “Новая инвайронментальная парадигма “в социологии Наступление” века инвайронментализма” датируется, как правило, началом 70-х годов, когда со всей очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе, прежде всего в виде "энергетических" затруднений 1973 года. Деградация окружающей среды достигает таких размеров что экологическое "консервационистское" и прогрессистское движение перерастает в " радикально-инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые постулаты о преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло, как и благо "- резюмирует, выражая общий пафос инвайронменталистов Л. Милбрет. В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных организаций: к 1985 году их насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями " антироста " выступили К. Боулдинг Э. Майнш Э. Шумахер. Оппоненты "ростомании" находят единомышленников не только среди биоцентристов и экологистов но и среди так называемых инвайронментальных экономистов. В результате "драматического пересмотра отношения к экспоненциальному росту" к состоянию окружающей среды и его социальным последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов: в 1969 году был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA в 1970 году 1 апреля объявлен днем защиты Земли, участие в котором президент Р. Никсон назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального патриотизма". С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии: в 1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА обсуждалась тема "Социальные корни инвайронментализма"; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в американских социологических журналах посвященных инвайронментализму. У. Кэттон и Р. Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт, провозглашают " новую инвайронментальную парадигму " в социологии, закономерность проявления которой обусловлена " изменением социальной реальности ". “Изменение социальной ситуации “в начале 70-х годов является, прежде всего, причиной и источником активизации инвайронментальных идей в социологии. Сущность этого изменения выражается в понятии “экологический кризис” . Этим понятием инвайронменталисты объединяют такие явления как: загрязнение окружающей среды дефицит природных ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод исчезновение некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не “социальными” то “социально значимыми” поскольку обусловлены развитием общества. Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от противного” и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то, очевидно, что отвергаются все предшествовавшие социологические теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт, что на протяжении всей истории социологии, по мнению инвайронментальных социологов. “Среда” трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в “терминах значения которое ей придается участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная (к средовым переменным относятся: уровень загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п.) . Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена социологическим “герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди которых инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое определение предмета социологии дюркгеймианский “социологизм” .” Антиредукционистское табу” -социальный факт. 2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение, которым индивид наделяет это действие, при этом физические и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются (веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.) . Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных периода: все, что имело место до появления НЕР и собственно НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех предшествующих НЕр теорий к одной парадигме которая получает название “парадигма человеческой исключительности” . А затем –“парадигма человеческой освобожденности” основным недостатком которой и является “игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых” переменных” . В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями: 1) помимо генетической наследственности люди обладают также и культурным наследием и поэтому отличны от всех остальных видов животных; 2) социальные и культурные факторы (включая технологию) являются главными детерминантами человеческой деятельности; 3) социальная и культурная среда является определяющим контекстом человеческой деятельности, а биофизическая среда в основном безотносительна к ней; 4) поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные проблемы, так или иначе принципиально разрешимы. Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм социальный оптимизм антиэкологизм берущие начало в “западном мировоззрении” . Для его описания предлагаются следующие посылки: 1) люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле над которыми они доминируют; 2) люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать все что необходимо для их достижения; 3) мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности; 4) история человечества - история прогресса каждая проблема принципиально разрешима и прогресс бесконечен. Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР выступает не только как научная парадигма, описывающая и объясняющая “новую социальную реальность” но и соответствующих образцов поведения. Исследование взаимодействия социальных и “инвайронментальных” переменных способствовало формированию основоположений “новой парадигмы” : 1) хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура технология и т.п.) они остаются одними из многих видов взаимозависимо включенных в глобальную экосистему; 2) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия; 3) люди живут в конечной биофизической среде (и зависят от нее) которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность; 4) хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же экологические законы не утрачивают своей обязательности. Очевидночто эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы. Тем не менее NER все же имеет нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая парадигма представляется скорее дополнением к “старой” акцентируя отдельные аспекты последней: 1) NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых существ; 2) Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность; 3) Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной активности NER указывает на ограничения человеческой активности налагаемые биофизической средой; 4) Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и технологический NER напротив считает, что как бы ни были изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические законы. Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов возрастало, что приводило к оформлению NER. “Все инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно (и зачастую не осознавая этого) противостояли НЕР” -считают У. Кэттон и Р. Данлэп. В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных политических средств. Еслиевропейские движения были тесно связаны с выступлениями “новых левых” студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма пришло на смену движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны. Вполне понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе доктрины “морального тождества” . Кроме того, американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям технофобии как европейские экологисты: значительная часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские ценности “пределы” материального развития настроения “антироста” . К настоящему времени американский инвайронментализм представляет собой ценностно-ориентированное (в отличие от нормативно-ориентированного соглашательского) движение которое объединяет около 12 тыс. Организаций, число которых ежегодно увеличивается на 250. По результатам опросов инвайронментализму симпатизирует от 60 до 80 % населения. Большинство организаций создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием для членства в инвайронментальной организации считается признание существования экологической опасности. Хотя в движении и существуют определенные разногласия тенденций к расколу не намечается, поскольку многие инвайронменталисты входят сразу в несколько локальных организаций. Лидерство принадлежит “высшему среднему” и “высшему” классу; около 10 % общественности США заявляют о принадлежности к этим организациям, но активно участвует в их деятельности около 1%. Эта группа активистов-представители “среднего класса” со сравнительно высоким уровнем образования и доходов. Среди наиболее крупных организаций выделяются: Совет по защите природных ресурсов, Институт инвайронментальной политики, Федерация национальной дикой природы, Фонд инвайронментальной защиты, Американская лига Исаака Уолтона, Сьерра Клаб, Национальное общество Одюбона, Ассоциация национальных парков и консервации, Общество дикой природы, Друзья земли. Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за достижение новой социальной политики у инвайронменталистов нет, но остается разнообразие интерпретаций целей этой политики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций. Прежде всего, следует отметить органическую связь инвайронментализма в особенности ранних его форм с социально-историческими условиями формирования американского образа жизни и соответствующего стиля мышления со свойственными ему элементами натурализма индивидуализма активизма локалистской идеологии и реформизма. Соединение рационализма и иррационализма в теоретических основоположениях инвайронментализма обусловливает и противоречия, возникающие уровнем ниже: сочетание реформизма как воплощения рациональных целей разрешения экологических проблем с предлагаемыми средствами их достижения. Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных экологов и внедрения результатов в социальную среду. Кроме того, немаловажным представляется более детальное изучение инвайронментализма как социального явления его идеологии связей с другими общественными движениями. Многообразие и актуальность вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом по ходу его развития трудно предугадать и невозможно переоценить.
|
||||
|
||||
|