Рефераты про |
|
|||
|
||||
Рефераты на тему:
|
|
|||
Рефераты по литературеАнализ стихотворного текста (на материале стихотворения Н.А. Некрасова "В дороге")
В дороге "Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи - Буду, братец, за все благодарен". - Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать - Всем дворянским манерам и шуткам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вил вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер... А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу... Через месяц приехал зятек - Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно. Воротил он ее на село - Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка - крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоручка!
В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика. В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественна. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова: "Скучно! скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рассмотрения. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа. “Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены – девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка..."). Очень остро в те времена стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял им жизнь. Судьба девушки и её мужа – в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу"). Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом..." и далее). Кончается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян. Некрасова продолжал раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым. Оба писателя принадлежали к литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Но творчество Некрасова трагичнее, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа. Автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы - учитель и кучер. Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это позволяет сделать речь красочной и реалистичной. Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест). Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу. |
||||
|
||||
|