Рефераты про
Сборник лучших рефератов


   Рефераты на тему:



  • Словари
  • Биографии
  • Библиотека
  • Фразы и цитаты
  • Происхождение фамилий
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Скороговорки
  • Загадки для детей


Рефераты на военные темы

Создание и использование атомного оружия.

Содержание.

Введение. Осознание проблемы атомного оружия. *

Научный заговор против фашизма. *

Создание в США Уранового комитета. *

Начало работ по созданию атомной бомбы. *

Манхэттенский проект. *

Первое испытание атомного оружия *

Первого смертоносный взрыв атомного оружия. *

Последствия взрыва атомной бомбы. *

Световое излучение ядерного взрыва. *

Радиоактивное заражение. *

Ударная волна. *

Проникающая радиация. *

Электромагнитный импульс *

Заключение *

Используемая литература *

 

Введение. Осознание проблемы атомного оружия.

5 август 1945 г. мир облетела ошеломляющая весть. На японский город Хиросиму была сброшена бомба необычайно разрушительной силы. В один миг здания превратились в руины, погибли более 100 тыс. жителей. Через несколько дней та же участь постигла другой город Японии - Нагасаки.

Первыми работу по созданию атомной бомбы начали немецкие физики. До самого конца войны члены антигитлеровской коалиции не имели точных представлений о том, на каком этапе находятся эти работы. Опасаясь, что фашисты создадут ядерное оружие прежде, чем закончится война, ученые-атомники США, среди которых было много эмигрантов из Европы, поспешили начать аналогичные разработки в США.

Руководствуясь высокими побуждениями: такое оружие было необходимо на случай, если гитлеровская армия получит его первой и использует на полях сражения, физики и инженеры США начали работу по созданию смертоносного оружия.

Несмотря на то, что когда выпустили первую бомбу, было ясно, что Германия стояла на пороге полного поражения угрозы атомной атаки больше нет, американские политики и военные, решили подвергнуть атомной бомбардировке Японию, хотя в этом уже не было необходимости.

Когда такое детище лучших умов человечества, как атомная бомба стала реальной угрозой жизни тысячи людей, человечество впервые задумалось над тем, что в зависимости от того, в чьих руках находится наука и научные достижения, кто и с какой целью занимается научной деятельностью, каковы моральные устои и социальные воззрения людей науки, научные знания могут служить гуманным, благородным или же варварским целям.

За время от идея создания атомного оружия до первого взрыва атомной бомбы о истории её создания были написаны десятки книг, документальных, художественных, правдивых и ничего не имеющих общего с исторической правдой.

Научный заговор против фашизма.

В США любят говорить, атом был открыт американскими учёными, но это не так..

Европейские ученые занимались расщеплением атома еще на рубеже XIX и XX вв.

Модель, согласно которой атом состоит из положительно заряженного вещества, внутри которого вкраплены электроны, предложил В. Томпсон. По Томсону, атом напоминает пудинг с изюмом . Томсоновскую модель атома нельзя было проверить непосредственно, но в ее пользу свидетельствовали некоторые аналогии.

В 1896 г. была открыта радиоактивность. Её открыл А. Беккерель, который показал, что все соединения урана радиоактивны, причем активность примерно пропорциональна количеству содержащегося в них урана.

В том же 1896 году супруги - учёные П. и М. Кюри открыли радиоактивный элемент радий, радиоактивность которого оказалась примерно в миллион раз больше радиоактивности урана. Без этого открытия, быть может, по сей день мы продолжали бы поиски объяснения радиоактивности, часть последующих работ была бы невозможна.

Через 6 лет в 1902 году Э. Резерфорд вывел теорию радиоактивного распада, а в 1911 г. открыл атомное ядро. В 1919 г. Резерфорд впервые наблюдал искусственное превращение ядер.

В 1905 г. А. Эйнштейн связал воедино два понятия: массы и энергии, сформулировав следующий принцип эквивалентности массы и энергии: заданному количеству материи соответствует определенное количество энергии, между материей и энергией существует следующая зависимость: Е = mc 2 , то есть энергия (Е), содержащаяся в теле, пропорциональна его массе (т), и множителем пропорциональности является скорость света, взятая в квадрате 2 ). Таким образом, даже в крошечной массе заключена громадная энергия.

В 1913 г. Бором была разработана очередная, на этот раз гениальная, теория строения атомов, которая легла в основу физической модели устойчивого атома. Бор, находившийся в США с января по май 1939 г., много сделал в этот период для быстрой разработки теории, которая впоследствии привела к доказательству особой способности урана-235 и плутония к расщеплению.

В 1932 г. Дж. Чедвик открыл новую элементарную частицу — нейтрон.

В 1932 г. впервые Д. Д. Иванченко была выдвинута гипотеза о строении атомного ядра из протонов и нейтронов.

С момента использования в 1934 году Ферми нейтронов для бомбардировки атомного ядра, ядерная физика стала семимильными шагами.

В 1937 г. И. Кюри открыла деление урана под действием медленных нейтронов.

Так постепенно решался вопрос, какие элементы рождаются, когда ядро атома урана захватывает нейтрон.

До открытия Марии Кюри во всех ядерных реакциях в опытах Резерфорда и в опытах по искусственной радиоактивности, при естественном радиоактивном распаде, всегда образовывались элементы, стоящие в соседних клетках системы Д. И. Менделеева.

Физическим переворот по своей сути оказался подлинным заговором науки против фашизма. Но участники заговора не до конца представляли себе будущее из работ и исследований.

 

Создание в США Уранового комитета.

После доказательства Бором способности урана к расщеплению в физике началась новая, атомная эра! К середине 1939 г. ученые мира получили настолько важные теоретическими сведениями в области ядерной физики, что смогли выдвинуть обширную программу развития исследований. Открытия, накопившиеся к 1939 году в Европе, произвели в научном мире сенсацию.

Физики США, С трудом убедив власти США дать им такую возможность, в глубочайшей тайне, вдали от войны, начали работать над проблемой овладения энергией атомного ядра, над подготовкой ядерного реактора. Был создан Урановый комитет (Консультативный комитет по урану), в который вошли Л. Бриггс (председатель), два артиллерийских эксперта — капитан 3-го ранга Дж. Гувер и полковник К. Адамсом. Бриггс включил в Комитет еще нескольких человек, в том числе Ф. Молера, А. Сакса, Л. Сциларда, Э. Вагнера, Э. Теллера, и Р. Робертса.

В октябре 1939 г состоялось первое заседание Уранового комитета.

Уже 1 ноября 1939 г. Комитет представил президенту Рузвельту доклад, где говорилось о реальной возможности получения и атомной энергии и атомной бомбы, а 17 июня 1942 г. Буш представил президенту доклад, в котором изложил план расширения проекта по атомной бомбе. Доклад имел примерно следующее содержание:

"- Существует четыре практически осуществимых метода получения делящихся веществ: электромагнитное разделение урана, диффузионное разделение урана, разделение урана на центрифугах с получением в этих случаях делящегося изотопа урана-235, а также получение плутония -239 при помощи цепной реакции. Нельзя определенно утверждать, что какой-то один из этих методов окажется лучше других.

  • Можно проектировать и строить довольно крупные промышленные установки.

- При наличии необходимых фондов и прерогатив всю программу действий, по-видимому, можно было начать достаточно быстро, чтобы она приобрела военное значение.

- Несколько килограммов урана-235 или плутопия-239 представляют собой взрывчатку, эквивалентную по мощи нескольким тысячам тонн обычных взрывчатых веществ. Такую бомбу можно взрывать в нужный момент времени."

Президент Рузвельт одобрил предоставленные ему материалы и приказал незамедлительно начать работы по созданию атомной бомбы.

Начало работ по созданию атомной бомбы.

В середине 1942 г. проект по созданию бомбы был передан в ведение армии.

18 июля 1942 г. полковник Дж. Маршалл получил приказ образовать для этих целей новый округ инженерных войск. Этому округу предстояло выполнение глобальной работы — огромный комплекс организационных мероприятий, исследовательских и промышленных работ, которому придаются кадры ученых, лаборатории, промышленные установки, разведывательные органы.

Манхэттенский проект.

Опубликованные когда либо, где либо книги и статьи, где говорилось о возможности создания атомной бомбы в США запретили - из всех библиотек США были изъяты номера газет “Нью-Йорк Таймс” и “Сатерди ивининг пост” со статьями У. Лоуренса, в которых рассказывалось об атомной бомбе, издался приказ записывать фамилию каждого, кто интересовался этими номерами газет, и ФБР затем выясняло его личность.

Что на самом деле скрывается за вывеской Манхэттенского проекта знали очень немногие. О проекте создания атомной бомбы ничего не знал даже госдепартамент США до начала Ялтинской конференции в феврале 1945 г. И объединенному комитету начальников штабов ничего не было известно о целях проекта.

Манхэттенский проект был и поныне остается самым крупным научным проектом по масштабу работ и размерам капиталовложений. Он имел свою полицию, контрразведку, систему связи, склады, поселки, заводы, лаборатории, свой колоссальный бюджет.

На принципе изолированности была построена каждая операция в общем цикле работ. Каждый работник знал только те детали проекта, которые касались его работы непосредственно. Особое разрешение требовалось даже в случае крайней необходимости для обмена информацией между разными отделами. За каждым работающим велось тщательное наблюдение.

Исключение сделали для Лос-Аламосской лаборатории, в библиотеке которой появились отчеты других отделов и лабораторий, а с переводом в Лос-Аламос ученых из других подразделений поступило много новой ценной информации. С самого начала лаборатория быля окружены оградой и охрана пропускала только учёных, имевших разрешение.

Весь городок окружала другая ограда, при входе и выходе в которую проводилась тщательная проверка. Под постоянным контролем служб безопасности находились все районы Лос-Аламоса, Ок-Риджа и Хэнфорда, на границах города круглосуточно дежурили специальные патрули.

Корреспонденция подвергалась цензуре, на любые поездки требовалось разрешение. Жители трех засекреченных городов могли отправлять и получать корреспонденцию только через цензуру, телефонные разговоры прослушивались. Ученым дали другие фамилии. В служебных помещениях и на многих частных квартирах были тайно установлены звукозаписывающие аппараты. К ведущим специалистам были представлены “телохранители”, которые не спускали с них глаз.

К исследованиям по урановой проблеме, которые велись союзниками — Англией и Францией американцы отнеслись очень ревностно. Рузвельт и Черчилль решили подписать соглашение, по которому большие атомные заводы должны были строиться в США, где им не угрожали бы немецкие бомбы, но англичане также могут внести свой вклад в разработку атомной бомбы - участие английских ученых в работе по созданию бомбы и предоставление американцам результатов исследований. От идеального замысла, по прошествии некоторого времени, пришлось отказаться - английским ученым начали чинить всяческие препятствия, их не допускали к проведению некоторых важных работ.

Чтобы закрепить преимущество США в области производства атомного оружия на многие годы Гровс умышленно тормозил сотрудничество с англичанами, обмен информацией с ними допускался только в тех случаях, когда она могла чем-либо помочь созданию первых американских образцов атомного оружия. Как только англичане заговорили о собственной атомной бомбе, все двери для них наглухо закрылись.

Довольно остро встала проблема привлечения нужных людей в Манхэттенский проект, инженерный округ. Необходимые кадры научных работников страны использовались на других важных оборонных работах.

В то же время на университетские кафедры Германии стала усиленно проникать нацистская идеология, перестали уважать способности и таланты, заставляли провозглашать верность фашизму, прославлять чистоту “арийского” происхождения. Спасаясь от фашистского террора, многие выдающиеся ученые вынуждены были эмигрировать на американский континент. Одновременно с поисками и отбором специалистов в своей стране американцы вели настоящую охоту за секретной научно-технической информацией, а также за учеными-атомниками в Европе.

 

 

Первое испытание атомного оружия

Стальную башню высотой 30 м и массой 32 т., вокруг которой на большом расстоянии была размещена регистрирующая аппаратура соорудили в центре полигона. В 9 км к югу, северу и востоку от башни глубоко под землей были оборудованы три наблюдательных пункта. В 16 км от стальной башни находился командный пункт, откуда должна была поступить последняя команда. Еще дальше, в30 км был расположен базовый лагерь, откуда ученые и военные могли наблюдать за ядерным взрывом. Два дня продолжалось подготовительная работа. На башне была установлена аппаратура для контроля.

Через некоторое время появились результаты напряженной работы. Из Лос-Аламоса потянулся поток грузовиков и тягачей со специальным оборудованием, которые должны были проделать путь в 450 км по пустыне на уединенную авиационную базу Аламогордо в штате Нью-Мексика, избранную местом первого испытания первой атомной бомбы, которой дали кодовое название “троица”.

Неблагоприятная погода, стоявшая в дни подготовки, беспокоила экспертов: она затруднила бы наблюдения за взрывом.

12 июля 1945 г. на авиационную базу Алмогордо самую главную деталь атомной бомбы — плутониевый заряд доставили на армейской машине.

К последнему этапу сборки бомбы учёные приступили недалеко от базы, в старом ранчо, где, несмотря на то, что все составные части нового оружия прошли испытания, ученым пришлось пережить немало неприятных минут.

Готовая бомба с осторожностью была поднята на вершину башни.

В субботу 14 июля все было готово к испытанию.

Представители армии торжественно подписали документ, означающий формальную передачу атомного оружия из рук ученых в руки военных.

Для присутствующих на испытании была создана специальная инструкция.

Момент взрыва условно назвали “ноль”. По мере приближения к нему общее напряжение нарастало. По сигналу сирены все присутствующие должны были немедленно лечь на землю лицом вниз, головой в сторону, противоположную месту взрыва, не разрешалось смотреть на вспышку и вставать до окончания ударной волны.

Автоматическое взрывное устройство включили за 45 минут до взрыва.

С этого времени все части сложнейшего механизма действовали без контроля человека, и только у запасного выключателя дежурил сотрудник, готовый по сигналу остановить испытания.

Через несколько секунд раздался оглушительный взрыв, и мощная волна пронеслась над убежищами, свалив на землю нескольких солдат, не успевших лечь. Огненный шар стал расти, все больше и больше увеличиваясь в диаметре. Вскоре его поперечник составлял уже полтора километра. Еще через несколько секунд огненный шар уступил место столбу клубящегося дыма, который поднялся на высоту 12 км, приняв форму гигантского гриба, ставшего впоследствии зловещим символом ядерного взрыва. А потом задрожала земля и вновь раздался грохот. Это был первый крик новорожденного: атомный век появился на свет. Мощность взорванной бомбы превзошла все ожидания.

В 5 часов 30 минут 16июля 1945 г состоялось первое испытание атомного оружия. Ослепительная вспышка неестественно белого света прорезала предутреннюю мглу. Казалось, будто много солнц соединилось в одном и разом осветило полигон, позади которого четко обозначились горы.

На одном из танков “Шерман”, которые через некоторое время выложенные изнутри свинцовыми плитами, ринулись в район взрыва, находился Ферми, которому не терпелось увидеть результаты своего труда. Мертвая, выжженная земля, на которой в радиусе полутора километров было все уничтожено все живое, предстала его глазам. Песок спекся в стекловидную зеленоватую корку, покрывающую землю. В огромной воронке лежали изуродованные остатки стальной башни. В стороне валялся исковерканный, перевернутый на бок стальной ящик. Мощность взрыва оказалась равной 20 тыс. т тринитротолуола. Такой эффект могли вызвать 2 тысячи самых крупных бомб времен второй мировой войны, которые за их небывалую по тем масштабам силу называли “разрушители кварталов”.

Лишь только смолкли громовые раскаты первого ядерного взрыва, в Сан-Франциско уже грузили на борт самого быстроходного крейсера военно-морских сил США “Индианополис” атомные бомбы, предназначенные для бомбардировки японских городов. Бомбы были доставлены на остров Тиниан, с которого американские бомбардировщики ежедневно совершали налеты на Японию. Бомбы были собраны на авиационной базе. Специальное авиационное соединение ждало приказа…

 

 

Первого смертоносный взрыв атомного оружия.

Ученые считали, что США обрушат на Японию свое новое оружие, обладающее ни с чем не сравнимой мощью, лишь в случае ее отказа принять ультиматум, они до конца надеялись, на ультиматум, в котором объективно оценивалось положение Японии после капитуляции гитлеровской Германии и конкретно излагались гибельные для нее последствия, который должен был склонить силы рассудка в Японии к капитуляции. Но 28 июля кабинет Судзуки отклонил Потсдамскую декларацию, что дало правительству США желанный предлог для атомной бомбардировки японских городов.

Раскрыв смысл туманных формулировок ультиматума атомный смерч обрушился через две недели на жителей двух городов — Хиросима и Нагасаки.

6 августа 1945 г наступила последняя ночь Хиосимы. Те, кто взял на себя ответственность за нанесение ядерного удара и хвастался в свое время проявленной при этом “решительностью”, не прочь все же снять с себя ответственность теперь. 8 часов 11 минут, огненный шар обрушился на город. В одно мгновение он сжег заживо и искалечил сотни тысяч людей. Тысячи домов превратились в пепел, который потоком воздуха был подброшен ввысь на несколько километров. Город вспыхнул как факел... Смертоносные частицы начали свою разрушительную работу в радиусе полутора километров. Результаты аэрофотосъемки показали, что на площади около 12 кв. км. 60 процентов зданий было превращено в пыль, остальные разрушены. Город перестал существовать. Бомба, сброшенная на Хиросиму, соответствовала по силе взрыва заряду в 20 тыс. т тринитротолуола. Диаметр огненного шара составлял 17 м, температура — 300 тыс. градусов.

О действительных масштабах разрушения Хиросимы военно-воздушные командование США узнало 8 августа. Командующий союзническими военно-воздушными силами на Дальнем Востоке генерал Дж. Кенней заявил, что город выглядел так, как будто его раздавила нога великана. В результате атомной бомбардировки погибло свыше 240 тыс. жителей Хиросимы (в момент бомбардировки население составляло около 400 тыс. человек.

Тогда президент США Рузвельт издал приказ, в течение 9 дней информировать население Японии о судьбе Хиросимы. На японском языке листовки были созданы листовки с описанием результатов атомной бомбардировки и фотографиями разрушенного города, а затем сброшены над территорией Японии.

На листовках было написано: “Мы обладаем мощным оружием, которого никогда не знали люди... Если у вас есть сомнения на этот счет, посмотрите, что произошло в Хиросиме, когда одна-единственная бомба была сброшена на этот город. Прежде чем мы применим еще одну такую бомбу, мы предлагаем, чтобы вы обратились к вашему императору с требованием капитулировать”.

Генерал Спаат на пресс-конференции 7 августа на вопрос корреспондентов, будет ли сброшена вторая бомба, только улыбнулся: на 11 августа была запланирована вторая атака.

Приказ о новой атомной бомбардировке был отдан еще до того как одна из листовок попала на территорию Японии.

.Приказ №39 поступил через несколько часов после того, как погоды сообщила, что цель №2 (Кокура) 11августа будет закрыта облачностью: боевой вылет назначался в ночь на 9 августа. На совещании летчики узнали, что главная цель второй операции — Кокура, в северной части острова Кюсю.

В конце совещания по проведению операции полковник Тиббетс дал указания экипажам двух самолетов-разведчиков: Б-29 № 91 капитана Маркворда должен лететь на Кокуру, “Стрейт флаш” майора Изерли — на Нагасаки.

Когда самолет капитана Маркворда подлетал к Кокуре то обнаружилось, что все затянуто дымом от горевшего сталелитейного завода; и поэтому вторая бомба была сброшена на Нагасаки. В этот раз погибло около 73 тыс. человек, еще 35 тыс. умерли после долгих мучений.

Несмотря на то, что против атаки Нагасаки было многое: Нагасаки шесть раз подвергался бомбардировкам, хотя и не очень значительным; местность, на которой расположен город, изрезана долинами и холмами, поэтому взрыв не мог дать здесь наибольшего эффекта; в Нагасаки расположен лагерь, в котором находились американские и английские военнопленные, Нагасаки был определён как запасная цель.

 

Последствия взрыва атомной бомбы.

Световое излучение ядерного взрыва.

Световое излучение ядерного взрыва - поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение. Светящаяся область, состоящая из раскаленных продуктов взрыва и раскаленного воздуха, является источником излучения ядерного взрыва. В первую секунду яркость светового излучения ядерного взрыва в несколько раз превосходит яркость Солнца.

Превращение поглащенной энергии ядерного излучения в тепловую энергию приводит к разогреву поверхностного слоя материала. Нагрев может быть настолько сильным, что возможно обугливание или воспламенение горючего материала и растрескивание или оплавление негорючего. Это может приводить к огромным пожарам.

Действие светового излучения ядерного взрыва эквивалентно массированному применению зажигательного оружия.

Энергию светового излучения поглощает и кожный покров человека, за счет чего кожа может нагреваться до высокой температуры и получать ожоги. Ожоги, вызываемые световым излучением , не отличаются от обычных, вызываемых огнем или кипятком. они тем сильнее, чем меньше расстояние до взрыва и чем больше мощность боеприпаса. В первую очередь ожоги возникают на открытых участках тела, обращенных в сторону взрыва. Если смотреть в сторону взрыва незащищенными глазами, то возможно поражение глаз, приводящее к полной потере зрения. При воздушном взрыве поражающее действие светового излучения больше, чем при наземном той же мощности. В зависимости от воспринятого светового импульса ожоги делятся на три степени. Ожоги первой степени проявляются в поверхностном поражении кожи: покраснении , припухлости , болезненности . При ожогах второй степени на коже появляются пузыри. При ожогах третьей степени наблюдается омертвление кожи и образование язв.

При воздушном взрыве боеприпаса мощностью 20 кТ и прозрачности атмосферы порядка 25 км ожоги первой степени будут наблюдаться в радиусе 4,2 км от центра взрыва ; при взрыве заряда мощностью 1 МгТ это расстояние увеличится до 22,4 км. ожоги второй степени проявляются на расстояниях 2,9 и 14,4 км и ожоги третьей степени — на расстояниях 2,4 и 12,8 км соответственно для боеприпасов мощностью 20 кТ и 1МгТ.

 

Радиоактивное заражение.

Наведенной радиоактивностью, непрореагировавшей частью заряда, выпадающими из облака взрыва, осколками деления вещества заряда обусловливается радиоактивное заражение людей, боевой техники, местности и различных объектов. На вооружение, боевую технику и инженерные сооружения радиоактивные вещества не оказывают вредного воздействия.

Наведенная радиоактивность обусловлена радиоактивными изотопами, образующимися в грунте в результате облучения его нейтронами, испускаемыми в момент взрыва ядрами атомов химических элементов, входящих в состав грунта. Образовавшиеся изотопы, как правило, бета-активны, распад многих из них сопровождается гамма-излучением. Периоды полураспада большинства из образующихся радиоактивных изотопов, сравнительно невелики -- то одной минуты до часа. В связи с этим наведенная активность может представлять опасность лишь в первые часы после взрыва и только в районе, близком к его эпицентру.

Долгоживущие изотопы сосредоточены в радиоактивном облаке, которое образуется после взрыва . Высота поднятия облака для боеприпаса мощностью 10 кТ равна 6 км, для боеприпаса мощностью 10 МгТ она составляет 25 км. По мере продвижения облака из него выпадают сначала наиболее крупные частицы, а затем все более и более мелкие , образуя по пути движения зону радиоактивного заражения, так называемый след облака.

Размеры следа зависят главным образом от мощности ядерного боеприпаса, а также от скорости ветра и могут достигать в длину несколько сотен и в ширину нескольких десятков километров.

Активность осколков деления быстро уменьшается, особенно в первые часы после взрыва. Так, например, общая активность осколков деления при взрыве ядерного боеприпаса мощностью 20 кТ через один день будет в несколько тысяч раз меньше, чем через одну минуту после взрыва.

В результате попадания радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и желудочно-кишечный тракт появляются поражения в результате внутреннего облучения. В этом случае радиоактивные излучения вступают в непосредственный контакт с внутренними органами и могут вызвать сильную лучевую болезнь; характер заболевания будет зависеть от количества радиоактивных веществ, попавших в организм.

 

Ударная волна.

В большинстве случаев поражающим фактором ядерного взрыва считается ударная волна.

Ударная волна представляет собой область сильного сжатия воздуха, распространяющуюся с большой скоростью во все стороны от центра взрыва. Прежде всего, поражающее действие ударной волны на людей и разрушающее действие на боевую технику, инженерные сооружения и материальные средства определяются избыточным давлением и скоростью движения воздуха в ее фронте.

Скорость распространения ударной волны зависит от давления воздуха во фронте ударной волны. Вблизи центра взрыва она в несколько раз превышает скорость звука, но с увеличением расстояния от места взрыва резко падает. За первые 2 сек ударная волна проходит около 1000 м, за 5 сек-2000 м, за 8 сек - около 3000 м. Это служит обоснованием норматива N5 ЗОМП "Действия при вспышке ядерного взрыва": отлично - 2 сек, хорошо - 3 сек, удовлетврительно-4 сек.

Ударная волна ядерного взрыва может на значительном расстоянии от центра взрыва наносить поражения людям, разрушать сооружения и повреждать боевую технику. Она по своей природе подобна ударной волне обычного взрыва, но действует более продолжительное время и обладает гораздо большей разрушительной силой. Проникая через щели и отверстия, ударная волна способна наносить поражения и в закрытых помещениях.

Поражения, наносимые ударной волной, подразделяются на легкие, характеризующиеся временным повреждением органов слуха, общей легкой контузией, ушибами и вывихами конечностей, средние, тяжелые, характеризующиеся сильной контузией всего организма, при этом могут наблюдаться повреждения головного мозга и органов брюшной полости, сильное кровотечение из носа и ушей, тяжелые переломы и вывихи конечностей, и крайне тяжелые.

Прежде всего степень поражения ударной волной зависит от мощности и вида ядерного взрыва. При воздушном взрыве мощностью 20 кТ легкие травмы у людей возможны на расстояниях до 2,5 км, средние — до 2 км , тяжелые — до 1,5 км от эпицентра взрыва.

Незащищенные люди могут, кроме того поражаться летящими с огромной скоростью осколками стекла и обломками разрушаемых зданий, падающими деревьями, а также разбрасываемыми частями боевой техники, комьями земли , камнями и другими предметами , приводимыми в движение скоростным напором ударной волны . Наибольшие косвенные поражения будут наблюдаться в населенных пунктах и в лесу; в этих случаях потери войск могут оказаться большими , чем от непосредственного действия ударной волны.

Радиусы поражения ударной волной растут с ростом калибра ядерного боеприпаса пропорционально корню кубическому из мощности взрыва. При подземном взрыве возникает ударная волна в грунте, а при подводном — в воде. При этих видах взрывов часть энергии расходуется на создание ударной волны и в воздухе. Распространяясь в грунте, ударная волна вызывает повреждения подземных сооружений , канализации, водопровода. Распространяясь в воде, наблюдается повреждение подводной части кораблей, находящихся даже на значительном расстоянии от места взрыва.

 

Проникающая радиация.

Невидимый поток гамма квантов и нейтронов, испускаемых из зоны ядерного взрыва представляет собой проникающая радиация.

Гамма кванты и нейтроны распространяются во все стороны от центра взрыва на сотни метров. Количество гамма квантов и нейтронов, проходящее через единицу поверхности, уменьшается с увеличением расстояния от взрыва.

Поглощением потока нейтронов и гамма квантов водой объясняется то, что при подземном и подводном ядерных взрывах действие проникающей радиации распространяется на расстояния, значительно меньшие, чем при наземных и воздушных взрывах.

Для боеприпасов с небольшим тротиловым эквивалентом (1000 тонн и менее) наоборот , зоны поражающего действия проникающей радиацией превосходят зоны поражения ударной волной и световым излучением. Зоны поражения проникающей радиацией при взрывах ядерных боеприпасов средней и большой мощности меньше зон поражения ударной волной и световым излучением.

Для оценки ионизации атомов среды, а следовательно, и поражающего действия проникающей радиации на живой организм введено понятие дозы облучения (или дозы радиации) , единицей измерения которой является рентген (р). Дозе радиации 1 р соответствует образование в одном кубическом сантиметре воздуха приблизительно 2 миллиардов пар ионов.

В зависимости от дозы излучения различают три степени лучевой болезни. Первая (легкая) возникает при получении человеком дозы от 100 до 200 р . Она характеризуется общей слабостью, легкой тошнотой, кратковременным головокружением, повышением потливости; личный состав, получивший такую дозу, обычно не выходит из троя. Вторая (средняя) степень лучевой болезни развивается при получении дозы 200-300 р; в этом случае признаки поражения — головная боль, повышение температуры, желудочно-кишечное расстройство — проявляются более резко и быстрее, личный состав в большинстве случаев выходит из строя. Третья (тяжелая) степень лучевой болезни возникает при дозе свыше 300 р; она характеризуется тяжелыми головными болями , тошнотой , сильной общей слабостью, головокружением и другими недомоганиями; тяжелая форма нередко приводит к смертельному исходу.

Способностью гамма квантов и нейтронов ионизировать атомы среды, в которой они распространяются, определяется поражающее действие проникающей радиации. Проходя через живую ткань, гамма кванты и нейтроны ионизируют атомы и молекулы, входящие в состав клеток, которые приводят к нарушению жизненных функций отдельных органов и систем. Под влиянием ионизации в организме возникают биологические процессы отмирания и разложения клеток. В результате этого у пораженных людей развивается специфическое заболевание, называемое лучевой болезнью.

 

Электромагнитный импульс

Электромагнитный импульс представляет собой возникающее на очень короткое время мощное электрическое поле и воздействует на радиоэлектронную и электронную аппаратуру (пробой изоляции, порча полупроводниковых приборов, перегорание предохранителей и т.д.).

Заключение

Термоядерная война, преступная по отношению ко всему человечеству, бессмысленная для решения спорных международных проблем и политических конфликтов, была лишь политикой национального самоубийства для тех, кто осмелился бы ее развязать. При любом ее исходе мир оказался бы в неизмеримо худшем положении, чем до нее, так что участи погибших могли бы, пожалуй, позавидовать оставшиеся в живых.

История Хиросимы и Нагасаки — послужит уроком для десятков будущих поколений . Нельзя допускать, чтобы решение вопроса о том, быть или не быть войне, находилось в руках безответственных и недальновидных государственных деятелей. При решении вопросов войны не должно быть места случайным решениям.

По мнению специалистов наша планета опасно перенасыщена ядерным оружием. В результате Холодной войне уже к началу 70-х годов в мире были накоплены такие запасы ядерного оружия, что на каждого жителя Земли в пересчете на обычную взрывчатку приходилось около 15 т тринитротолуола. Создание этих запасов поглощает огромные материальные средства, которые можно было бы использовать для борьбы с болезнями, неграмотностью, нищетой в ряде отсталых районов мира.

Эти арсеналы содержат в себе огромную опасность для всей планеты, именно планеты, а не отдельных стран.

 

Используемая литература

    1. “Ядерное безумие в ранге государственной политики”, Р. Г. Богданов, Москва, 1984 г.
    2. “Хиросима”, И. Д. Морохов, Москва, 1979 г.
    3. “Холодная смерть”, В. С. Шумский , 1985 г.

   Рефераты на тему FAGO.ru ©®J¥ 2004-2011

       Яндекс цитирования

Рефераты по литературе